Вспоминая легенды местных жителей о том, что Барские пруды были выкопаны при Бибиковых в конце XVIII века (1781-1812), нельзя не вспомнить и то, что никаких документальных данных о столь масштабных земляных работах в Гребневе в этот период не обнаружено. Работы по устройству плотины, укреплению берегов, а также устройство парка с беседками на Козьем острове, проводились, но несколько раньше, при мартинисте-розенкрейцере Николае Никитиче Трубецком (1744-1821), владевшем Гребнево после кончины своей матери, Анны Даниловны в 1774 году, о чём свидетельствует переписка Елизаветы Васильевны Херасковой (1737-1809; супруги сына Анны Даниловны от первого брака, супруга поэта, писателя и государственного деятеля Михаила Матвеевича Хераскова) с Иваном Петровичем Тургеневым (1752-1807) от 1778 года.

Прослеживающиеся по периметру Козьего острова масштабные земляные валы не могли быть результатом работ по садово-парковой планировке ок. 1778 года, размеры которых требовали весьма внушительных средств, покольку основные средства Николая Никитича, как известно, шли на учреждение лож Гарпократа, Апполона (1774), "княжеской ложи" Озириса (1776), "сиентифической" ложи Гармония (1780), «Дружеского учёного общества» (с 1784 года – «Типографическая компания»), и лично Ивана Григорьевича Шварца (1751-1784). Средства, полученные Николаем Никитичем от продажи Бибиковым в 1781 году села Гребнево пошли на расходы, связанные с признанием России самостоятельной масонской державой на Вильгельмсбадском масонском конгрессе 1782 года.

Так или иначе, валы Козьего острова куда больше похожи на городище XIV - XV веков, чем на планировку парка II половины XVIII века. Протока, отделяющая остров с юго-западной стороны в таком случае может толковаться как земляной ров. Быть может, именно здесь следовало бы искать материальные остатки легендарного Четрековского на Любосивли?

Отсюда


Фото моё. Валов на нём, правда, нифига не видно, что печалька. Будет возможность - исправлюсь.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru



URL записи